Учащимся

Как привлечь ребенка к чтению. Работа с родителями

Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью.

Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе.

Не секрет, что не все семьи могут позволить регулярное совместное посещение театра, филармонии, музея. К счастью, библиотеки до сегодняшнего дня доступны каждому и взрослому, и ребенку. А у школьной библиотеки существует еще больше возможностей взаимодействия с семьей: это и родительские собрания, и школьные праздники, и дни открытых дверей и др. Именно школьная библиотека призвана оказать практическую помощь родителям в формировании читательской среды ребенка: что и как читать детям, как создать домашнюю библиотеку, как привлечь любовь к чтению.

Несколько практических рекомендаций для школьных библиотекарей при подготовке мероприятий с родителями.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

II. Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.

7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

8. Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

III. Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Библиотеку школы интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать. 
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.
2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.
3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).

4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?
5. Сколько примерно в ней книг?
6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?
7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;
8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?
11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения (7-10 лет).

- Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.

- Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.

- Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.

- Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвращение в страну невыученных уроков: Сказки.

- Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.

- Иванов А. Весь мир - моя нора: Сказки.

- Курляндский А. Вы не были на Таити? Повесть-сказка.

- Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.

- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне; Эмиль из Лённеберги: Сказки.

- Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.

- Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.

- Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.

- Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.

- Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.

- Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.

- Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.

- Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.

- Пивоварова И. Однажды Kaтя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной. Рассказы.

- Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.

- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.

- Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.